«Утильсбор стал запретительным, создавая неэффективную квази-монополию…»
Сергей Гордеев
Госдума отклонила проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О национально-культурной автономии». Этот законопроект был внесен от фракции «Справедливая Россия» Михаилом Делягиным и, по сути, должен был запретить в России деятельность объединений, которые имеют за пределами России свои национальные государства, исключив из их полномочий «адаптацию и интеграцию мигрантов».
Закон «О национально-культурной автономии» был принят в далёком 1996-м году для граждан Российской Федерации и был направлен на сохранение традиций культуры титульных народов, которые исторически проживали на территории России.
После распада СССР представители этих народов оказались в государствах, которые получили независимость и проводили по отношению к России не всегда дружественную политику.
Мурода оправдали. Арматура отпустили: «Диаспоры аплодируют… Вот вам правосудие по-самарски»
Мигранты, напавшие на депутата Госдумы от КПРФ Михаила Матвеева освобождены из зала суда
Вот, как обосновал необходимость ужесточения политики в отношении диаспор в России Михаил Делягин:
— В одних республиках были созданы невыносимые социально-политические условия для русских, где-то была экономическая катастрофа, где-то была просто резня русских, русскоязычного населения, как, скажем, в Таджикистане.
Для сохранения культуры титульных народов сочли целесообразным законодательно закрепить право на объединение граждан России в форме национально-культурных автономий на территории других субъектов РФ. Тогда, в 90-е, приток мигрантов из стран Средней Азии и Закавказья был невелик — это было поколение, выросшее в Советском Союзе, они не требовали специального включения в социально-культурное пространство.
Однако в Россию со временем прибывало все больше мигрантов, которые не владели русским языком, не знали его и не хотели знать, изначально не разделяли традиции коренного населения. Либерализация при получении российского гражданства привела к тому, что сегодня у нас более 10 миллионов новых граждан, большая часть которых не лояльна по отношению к России, не разделяет наши традиционные ценности. То есть, действующая редакция Федерального закона сейчас уже не отвечает интересам населения России, — подытожил Михаил Делягин.
До этого депутат от КПРФ Михаил Матвеев вносил законопроект, касающийся национально-культурных автономий в РФ, согласно которому диаспоры могли быть приравнены к иноагентам. Однако инициативу КПРФ раскритиковала «Единая Россия», в частности, первый зампред думского комитета по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов.
Почему партия власти категорически против ограничения деятельности диаспор? И почему другие фракции настаивают сейчас на их упразднении или, по крайней мере, сокращении влияния на государственные российские структуры? С таким вопросом «СП» обратилась к заместителю председателя комитета по региональной политике Госдумы, доктору исторических наук, члену фракции КПРФ Михаилу Матвееву.
— У меня порой складывается впечатление, что у нас стал господствовать принцип: если мафию невозможно победить — ее надо возглавить. Этот принцип, похоже, действует в отношении диаспор. Судя по всему, кто-то решил, что проще входить с диаспорами в контакт и таким образом решать вопросы. То есть иметь дело с мигрантами не как с физическими лицами, а с представителями их организованных объединений. Иной логики я во всем этом не нахожу.
«СП»: Некоторое время назад вы предлагали более жесткий законопроект в отношении диаспор. Какие у вас были для этого аргументы?
— Я действительно предлагал объявить диаспоры народов, которые имеют свои государства, иноагентами. Статус иноагента предполагает, что их представителей удалят из всех консультативных советов при органах власти.
По сути, диаспоры подходят под закон об иноагентах, поскольку получают иностранное финансирование от своих государств. На эти деньги они издают учебники, различные брошюры, обустраивают свои молельные дома. А вы бывали, например, на фестивалях плова? Там не про плов, там узбеки и таджики устраивают мероприятия под национальными флагами.
Считаю неправильным и то, что в одном субъекте федерации может быть сразу несколько национально-культурных автономий. Это, по сути, несколько «государств в государстве».
«СП»: Мы практически ничего не слышим о национально-культурных автономиях коренных немногочисленных народов России. Зато у нас постоянно всплывают то азербайджанская, то узбекская диаспоры. На днях бывший глава узбекской диаспоры Бахром Исмаилов из США давал советы, как радикальным исламистам зачищать информацию в смартфонах, чтобы пройти контроль на границе с Россией.
— Удивительно, что после признания нарушения российской Конституции узбекской диаспорой ее глава Исмаилов не был депортирован, а стал помощником влиятельного сенатора, а сейчас вот раздает радикальным исламистам «ценные советы» из США. Это говорит о корнях некоторых диаспор.
На мой взгляд, нам пора задуматься о правах коренного населения, а не о диаспорах. По сути, принятый в 1996-м году закон «О национально-культурной автономии» не наделяет коренное население никакими правами. Всего один пример. Под угрозой депортации сейчас русский по национальности Вячеслав Егоров, он был помещен в центр временного содержания иностранных граждан в Перми, поскольку имеет гражданство Казахстана, но у него украли паспорт.
Ему, русскому, инкриминируют «нарушение правил пребывания иностранцев в России». В консульстве Казахстана ему не смогли помочь. После моего вмешательства и общения с зам. начальника службы по вопросам гражданства МВД Валентиной Казаковой его депортация из России в Казахстан была приостановлена, — рассказал Михаил Матвеев.
Странное дело: Александр Бастрыкин усомнился в приговоре, который вынесли в Самаре мигрантам
СК и прокуратура Самары выступают против судьи Керосировой, а та просит у них же защиту
В то же время деятельность диаспор поощряется у нас финансово и на государственном уровне. Например, узбекская национально-культурная автономия «Хорезм» в Ленинградской области в получила от региональных органов власти грант на своё развитие как малый коренной народ Ленинградской области.
При этом на территории Ленинградской области коренными и малочисленными народами признаны всего три — вепсы, водь и ижора, включённые в соответствующий единый перечень.
Какие перспективы у принятия закона, который запретил бы деятельность диаспор иностранных государств в России? Мы попросили дать прогноз политолога, кандидата исторических наук Вадима Трухачева.
— Начну с вопиющего случая, который доказывает всесилие диаспор в России. В сентябре 2024 года петербургский суд снял с муниципальных выборов волонтёра СВО Савву Федосеева. Это было сделано по требованию его конкурента — единоросса Равшанбека Курбанова, главы общественной организации «Узбекская национально-культурная автономия Санкт-Петербурга».
Это доказывает, что зачастую у нас русские имеют меньше прав, чем представители диаспор.
Что касается законопроекта о запрете национально-культурных автономий, то есть диаспор, то в предвыборный год партия власти ни за что не даст провести такой законопроект оппозиционным партиям. Скорее всего накануне выборов кто-то из единороссов внесет его, но в усеченном виде. Такие проекты в ЕР, насколько мне известно, есть. Но все это сильно отличается от изначально внесенного членом КПРФ Михаилом Матвеевым документа.
Последние новости и все самое важное о мигрантах и миграции, — в теме «Свободной Прессы».